Ринолалия у детей - причины, обследование, упражнения

Ринолалия у детей - причины, обследование, упражнения

Ринолалией называют нарушения артикуляции и голосообразования, которые обусловлены врожденными дефектами строения речевого аппарата, что сильно мешает его правильному функционированию. Данное заболевание характеризуется ярко выраженным искаженным произношением всех звуков как гласных, так и согласных, нарушением письменной речи и недоразвитостью лексики и грамматики. Ребенку, страдающему ринолалией, требуется консультация следующих врачей: логопеда, дефектолога, невролога, а также челюстно-лицевого хирурга. В нашей статье вы узнаете основные способы лечения ринолалии, а также много другой полезной информации на эту тему.

Основные виды ринолалии

Существует несколько основных видов ринолалии у детей. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.

Открытый тип

Открытая разновидность ринолалии характеризуется одновременным выдуванием воздуха через ротовую и носовую полость во время разговора. При этом в значительной степени нарушен тембр голоса, появляется хриплый звук. Также данный тип ринолалии разделяется на:

  • Функциональный тип. Это заболевание проявляется в результате вялой артикуляции мягкого нёба, ранее перенесенной болезни носовой части, долгой неподвижности верхнего неба.
  • Органический тип. Данная ринолалия бывает врожденной (наследственное расщепление верхнего или нижнего нёба, генетические нарушения), а также приобретенной (серьезная травма ротовой полости, паралич мягкого нёба).

Закрытый тип

Закрытая разновидность ринолалии выражается в присутствии определенной преграды (искривленной носовой перегородки), находящейся в носоглотке, которая мешает ребенку правильно и качественно говорить. Обычно от этого «страдают» согласные звуки «м» и «н». Также изменения касаются и некоторых гласных, из-за чего они теряют звонкость. Закрытая ринолалия подразделяется на:

  • Передний тип. Такая ринолалия обычно появляется после удаления аденоидов, из-за чего происходит перекрытие хоаны (воронкообразного отверстия, расположенного в полости носоглотки).
  • Задний тип. Это заболевание развивает из-за длительного затяжного простудного заболевания, полипов, хронического насморка.

Смешанный тип

Смешанная разновидность ринолалии характеризуется сочетанием вышеперечисленных типов данного заболевания, причем голос у ребенка «отдает» в нос, поэтому звучание получается гнусавым и искаженным.

Ринолалия у детей - причины, обследование, упражнения

ринолалия возникает при коротком мягком небе, врожденном расщеплении верхней челюсти или губы, различных генетических отклонениях

Причины возникновения заболевания

Ринолалия может возникнуть по многим причинам. К ним относятся:

  • врожденное расщепление верхней губы или верхней челюсти (такое нарушение имеет название «заячья губа»);
  • укороченное мягкое нёбо;
  • патологическое состояние маленького языка или же его отсутствие;
  • расщелины твердого нёба скрытого характера;
  • перенесенные тяжелые заболевания, такие как краснуха, токсоплазмоз, грипп, различные инфекции;
  • воздействие токсинов на организм будущей мамы;
  • неправильный образ жизни беременной женщины: употребление наркотических веществ, алкоголя и никотиновая зависимость;
  • сбои в работе эндокринной системы во время вынашивания ребенка;
  • генетические «ошибки»;
  • паралитическое состояние мягкого нёба;
  • сдавливание блуждающего или языкоглоточного нерва;
  • неправильное анатомическое строение носоглотки и носовой части.

Признаки

Наличие ринолалии у ребенка можно выявить по определенным признакам. К ним можно отнести:

  • затрудненное дыхание;
  • возникновение трудностей в момент кормления грудничка, а также ребенка, умеющего кушать самостоятельно;
  • критически пониженную массу тела новорожденного малыша;
  • наличие врожденной расщелины верхней или нижней губы;
  • опускание верхнего века правого или левого глаза;
  • едва слышную, очень тихую речь;
  • невротические дергания глаз;
  • ярко выраженную задержку речевого развития;
  • внезапное возникновение гримас на лице во время разговора;
  • маленький словарный запас;
  • депрессивное состояние, замкнутость, молчаливость.

Методика обследования

Обследование ребенка проводится логопедом или дефектологом по методикам, описанным чуть ниже.

Проба Гутсцмана

Согласно данной методике обследования, вначале педагог просит ребенка по очереди произнести гласные звуки - «А» и «И», причем нос необходимо то зажимать, то открывать. Если будет наблюдаться сильная разница в произношении этих звуков в закрытом и открытом состоянии носовой полости, то, возможно, у малыша присутствует одна из разновидностей ринолалии, а какая именно, врач уточнить при помощи более глубокого и тщательного обследования.

Применение фонендоскопа

Один наушник фонендоскопа врач кладет в свое ухо, а другую - в носовую полость ребенка. Затем просит маленького пациента произвести гласные звуки «У» и «И», если при произношении будет слышаться сильный гул в трубке, то значит у малыша может присутствовать субмукозная расщелина, исследование которой назначается отдельно.

Ринолалия у детей - причины, обследование, упражнения

ринолалия часто поддается коррекции, но для успеха с ребенком нужно много заниматься

Способы лечения

Лечение ринолалии достаточно длительный и трудоемкий процесс, поэтому родителям необходимо запастись терпением и огромным количеством любви и заботы, направленной к своему малышу. Некоторые формы ринолалии требуют хирургического вмешательства, а какие-то можно вылечить при помощи упражнений и различных способов лечения, которые будут рассмотрены далее.

Коррекционные меры

Наиболее эффективными и популярными считаются следующие коррекционные меры:

  • корректировка тембра голоса, а также формирование правильности произношения звуков;
  • логопедический массаж (производится массажирование верхнего и мягкого нёба);
  • дыхательная гимнастика (сюда входит обучение правильности расположения языка во время разговора, движения лицевых мышц, отслеживание направления воздушной струи, которая формирует тот или иной звук);
  • постановка правильной артикуляции;
  • модернизация речи: разговорной, эмоциональной, смысловой;
  • увеличение словарного запаса маленького пациента путем чтения книг, рассказов, просмотра «лечебных» фильмов, а также обучение навыку прислушиваться к речи окружающих людей.

Коррекционные меры необходимо начинать заранее, а именно, как только был поставлен диагноз, чтобы к подростковому возрасту - 12-16 годам у ребенка не было никаких проблем с речью и произношением. Также не забываем, что вышеперечисленные методы используются только в тех случаях, когда данное заболевание можно вылечить без операции. Сюда относится, к примеру, функциональная разновидность ринолалии. Органическая или открытая форма этого недуга лечится только путем хирургического вмешательства.

Упражнения

Далее мы рассмотрим самые интересные и результативные упражнения.

«Лиана»

Педагог просит ребенка высунуть язык и направить его кончиком вниз (будто бы это лиана в джунглях), причем удерживать такое положение необходимо не менее 5-7 сек. Повторите упражнение несколько раз подряд. Этот прием тренирует языковую мышцу, за счет чего малышу становится проще говорить.

«Удав»

По команде взрослого, малыш должен сделать язык трубочкой и медленно высовывать его изо рта (словно ползет удав). Упражнение повторяется 10 раз в течение 5-8 сек. Данный способ также тренирует мышцу, отвечающую за движение языка во время разговора.

«Часы»

Преподаватель говорит малышу широко открыть рот, язычок сделать трубочкой и начать совершать плавные круговые движения (будто стрелочка на часах), дотрагиваясь до губ, сначала в одну, а затем и в другую сторону. Время выполнения - 5-6 сек по 10 «подходов». Данное упражнение помогает ребенку правильно «располагать» язык при произношении того или иного звука или слога.

«Маятник»

Педагог просит ребенка открыть рот, сделать язык трубочкой и высунуть его полностью изо рта, а затем начать двигать из стороны в сторону, как это делает маятник. Во время выполнения упражнения взрослый ведет счет: «раз-два-три-четыре». Примерное время выполнения 5-8 сек около 10 раз. При помощи таких способов улучшается артикуляция и речь малыша.

«Качели»

Ребенка просят открыть рот, сделать язычок трубочкой и начать поднимать то вверх к носу, то вниз к подбородку (словно качели). При этом ведется счет: «раз-два-три-четыре». Выполнить данное упражнение необходимо около 10 раз по 8 сек. Такой способ помогает малышу с ринолалией научиться правильно ставить язык во время произношения звуков и слогов.

«Укол»

При выполнении упражнения «Укол» ребенок должен надавливать языком то на одну, то на другую щеку. Повторить необходимо около 10 раз по 5 сек. Этот способ помогает тренировать мышцы щек, которые участвуют в артикуляционном процессе во время разговора.

«Соломинка»

Взрослый берет съедобную соломку и дает одну штуку малышу. Затем просит высунуть язык и постараться продержать на нем соломинку как можно дольше. Время выполнения 10 раз по 5 сек. Это упражнение тренирует мышцу языка и улучшает речь ребенка.

«Мармеладка»

Педагог дает ребенку длинную мармеладку, похожую на «червяка», и просит взять ее в рот. Затем малыш должен втягивать и вытягивать мармелада изо рта (словно спагетти). Выполнить необходимо 5-10 «подходов» по 5 сек. Такое упражнение тренирует губы и помогает малышу правильно разговаривать.

«Усы»

Также берется соломинка и кладется между губой и носом. Ребенок должен удержать ее (будто бы это усы). Губа при этом слегка приподнята вверх. Данное упражнение выполняется около 10 раз подряд длительностью по 4-5 сек.

«Леденец»

Данное артикуляционное упражнение помогает ребенку научиться правильно ставить язык во время произношения звуков или слогов. Педагог дает малышу леденец на палочки и просит его дотянуться языком до конфеты с разных сторон, например, сбоку, сверху, снизу. Время выполнения около 5 сек по 10 раз.

Профилактика

С целью профилактических мер необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • в момент беременности: женщине необходимо беречь и заботиться о своем здоровье, воздержаться от пагубных пристрастий, таких как алкоголь, сигареты, стараться как можно реже появляться в местах массового скопления людей, во избежание заражения краснухой, паротитом, токсоплазмозом, гриппом;
  • во время формирования речевого аппарата у ребенка: родители должны заниматься со своим малышом, обучать его правильному произношению, если не получается сделать это самостоятельно, но как можно скорее обращаться за помощью к специалисту;
  • при приобретенной или врожденной ринолалии: следует опасаться травмирования и ушибов головы, носа, лицевой области, инфекций, сильных переохлаждений.

В нашей статье вы познакомились с различными методами и упражнениями, помогающими в лечении ринолалии. Данный недуг является одним из самых тяжелых речевых заболеваний у детей, но самое главное, не терять веру и не опускать руки, помогите своему ребенку стать здоровым, все в ваших руках.


Группа в VK: mixfacts

Группа в Facebook: mixfacts

Опубликовано в разделе:

Теги: ,

Также на mixfacts
Мы в социальных сетях